Четверг, 20.06.2019, 09:38
Приветствую Вас, Гость

Музыкальный руководитель

Овчинникова Людмила Ивановна

советует:


 

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте».

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
         Что же такое творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимость. 
         Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.
           « Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».
         Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
          По данным психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.

Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет природа и  искусство: литература, музыка, изобразительная искусство, так как именно они пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.

Музыка помогает развить мышление - образное и логическое, абстрактное и конкретное, она формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

          Раньше  всего  у  ребенка  начинают  проявляться   способности   к движениям под музыку. В первые два года жизни основное,  на  что  необходимо обращать внимание  родителям  -  это  развитие  психомоторики.

          Однако в последние годы больше внимания уделяется развитию мышления раньше, чем движения. Дети очень  мало  двигаются,  тем  более  под музыку. А ведь это основа  для  развития  всех  видов  детского  творчества.

         Благодаря  движениям  под  музыку  у  ребенка  развиваются   слухо-моторные, зрительно-пространственные   координации, музыкальный  слух, ребенок овладевает  общими  движениями,  учится  управлять  своим  телом.  А  значит, активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального  развития речи. Воздействие музыкального  произведения,  под  звуки  которого  ребенок двигается, на эмоции танцующего  малыша  способствует  установлению  баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной  гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные.  С  самого  раннего детства  ребенок  учится  управлять  своими  эмоциями   благодаря   процессу творчества, а не контролирующей  функции  сознания,  которая  развивается  в достаточной  степени  только  к  8-10  годам,  а  окончательно  -  к   18-20 годам.

 Музыкальное искусство занимает  особое место в развитии творческих способностей детей. Однако  многие  родители  недооценивают значение для ребёнка классической  музыки  (хотя  в  последнее   время   продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной  специально для малышей). 

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции  малыша превышает   все   остальные   виды   детской   деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что  вызывает  у  ребенка  множество  ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными Ребенок становится  сосредоточенным,  его  внимание  концентрируется  на  зрительно-слуховых координациях, а движения  руки  подчиняются  работе  "очарованного" музыкой мозга.

На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети  приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

 Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

 В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

            Значение занятий по изодеятельности, в том числе и с использованием нетрадиционных техник,  научно доказано. В результате обобщения опыта было выявлено значение изодеятельности (рисование, лепка, аппликация):

 - развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно – графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре.

Рекомендации родителям: 
1. Личный пример. При изучении одаренных детей оказалось, что у всех их есть общая черта они, сильно любознательны, и как оказалось, эту черту они переняли у своих родителей. Поэтому если Вы увлечены чем-то и у Вас есть интересы, то рассказывайте о них детям и радуйтесь их увлечениям.
2. Подумайте о Ваших взаимоотношениях с ребёнком. Дети приобретают уверенность в себе, когда чувствуют, что их уважают и любят, тогда они отличаются от окружающих, у них появляется творческая смелость. Излишняя родительская озабоченность правильным поведением ребёнка в обществе, сдерживает его творческую активность.
3. Поддерживайте своего ребёнка в его начинаниях. Поощряйте исследовательскую и экспериментаторскую деятельность. Слушайте, но не критикуйте ребёнка. Если у Вас появились сомнения в идеях ребенка, то выскажите их с большой осторожностью и по возможности также осторожно попытайтесь их выправить. При неудачах поддержите ребёнка и дайте ему некоторые послабления.
4. Создайте как можно больше разнообразия в окружающей обстановке! Это вовсе не означает, что Вам нужно тратиться на приобретение дорогих игрушек. Но у ребёнка должны быть в обязательном порядке такие необходимые материалы для творчества, как конструкторы, материалы для лепки, краски и т. д.
5. Создайте в доме подходящую обстановку. Домашняя обстановка для всех детей должна быть предсказуемой и с разумными ограничениями на их поведение. Правил, которые ограничивают ребёнка не должно быть много, они должны быть понятны детям и действовать постоянно, без исключений.
6. Смотрите телевизор. Вопреки распространённому мнению о том, что просмотр телевизора отупляет, полностью согласится с этим мнением всё же нельзя, ведь подобранные качественные и правильные телепередачи могут способствовать получению новых знаний и помочь ребёнку в развитии воображения.
7. Объясните ребёнку о том, как проходит творческий процесс. Когда у ребёнка в ходе его работы будет что-то не получаться и разумеется у него от этого будет портиться настроение, поддержите его и объясните ему, что не всегда всё проходит гладко и что для творческого процесса это нормально.